Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 06.07.2025, 09:42

школа 109 Приморского района Санкт-Петербурга

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Санкт-Петербурге (продолжение)

ДО в системе общего образования.
Условные сокращения:
  • КО СПб – Комитет по образованию Санкт-Петербурга;
  • СПб АППО – Санкт-Петербургская Академия постдипломного образования;
  • РЦОКОиИТ – Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий;
  • ОУ ДО – образовательное учреждение дистанционного образования;
  • ППМСЦ – психолого-педагогические и медико-социальные центры.

Факторы риска и механизмы их предотвращения. В процессе проектирования и функционирования системы ДО необходимо учитывать ряд моментов, которые можно рассматривать как факторы риска.
1. Разнородность групп обучаемых с точки зрения состояния здоровья, образовательных запросов, уровня социальной защищенности. В связи с этим  возникает необходимость в разработке разнородных и разноуровневых обучающих и диагностических материалов по каждой учебной дисциплине. Кроме того, необходимо разработать различные модели обучения в системе ДО – в зависимости от того образовательного маршрута, который нужен для конкретной ситуации.
2. Невозможность точного планирования количественного и качественного состава обучающихся. В связи с этим возникают затруднения в планировании кадрового состава педагогических работников системы ДО. По сути штат педагогов ДО – это штат специалистов, работающих в режиме совместительства. В связи с этим важно отработать мобильную систему подготовки учителя к работе в режиме ДО (технический и психолого-педагогический аспекты). Кроме того, для успешной адаптации к деятельности в системе необходимо создать корпус квалифицированных методистов-консультантов.
3. Высокая зависимость системы от технического обеспечения, следовательно, высокие требования к надежности технической составляющей системы и к ее безопасности.
4. Неготовность учителя к работе в системе ДО – методическая, психологическая, технологическая. Современный учитель, ориентированный на доминирование в учебном процессе, не всегда готов к работе в режиме ДО, предоставляющей обучающемуся высокий уровень свободы выбора образовательной траектории. Система ДО строится на активном использовании мультимедийных средств обучения,  а уровень владения этими образовательными технологиями у традиционного учителя достаточно низок. В связи с этим, чтобы активно и успешно работать в системе ДО, педагог должен не только пройти серьезное обучение, но и в значительной мере изменить свою профессиональную позицию, научиться работать в другой образовательной парадигме.
5. Риск использования технологий дистанционного обучения для курсов, по различным причинам не соответствующим специфике  СДО. Сегодня на рынке представлено значительное количество программных продуктов, рекомендованных к использованию в процессе обучения. Есть примеры успешной работы педагогов по разработке учебных пособий на электронных носителях. При этом опыта использования этих курсов в СДО нет. Следовательно, возникает проблема оценки курсов на предмет возможностей их использования в СДО.
Меры, позволяющие избежать рисков, обозначенных в пунктах 1 – 3, связаны с определением подходов к планированию ресурсов для системы ДО. Риски, связанные с низким уровнем готовности учителя к работе в системе ДО, можно снять, только создав действенную систему обучения и сопровождения педагогов. Кроме того, положительную роль может сыграть активное вовлечение педагогов в процесс повышения квалификации в режиме ДО: получив собственный опыт «обучающегося», они смогут яснее понять и полнее удовлетворять потребности учеников.
Механизм предотвращения рисков, связанных с технической стороной функционирования СДО (пункт 5), – в постоянном мониторинге работы системы и ведении эффективных профилактических работ по выявлению технически слабых мест.
Что касается рисков, связанных с качеством учебного материала (пункт 6), то возможности их предотвращения связаны с двумя моментами: четкой системой требований к разработчикам курсов и качественной экспертизой ресурсов, используемых в СДО
 

Обеспечение СДО

Техническое обеспечение СДО. Техническое обеспечение системы ДО строится на двух компонентах:
  • информационно-вычислительный компонент;
  • связь (средства телекоммуникации).
Информационно-вычислительный компонент включает в себя следующие элементы:
  • сервер, на котором размещаются ресурсы ДО (учебные курсы);
  • персональные компьютеры педагогов, обучающихся и входящие в состав ЛВС школьных классов;
  • оборудование для проведения видеоконференций.
Связь осуществляется за счет следующих компонентов;
  • глобальная сеть Интернет;
  • сети связи образовательных учреждений;
  • городские телекоммуникационные сети, обеспечивающие возможности выхода в Интернет.
Программное обеспечение системы  ДО.
Программное обеспечение системы ДО состоит из трех компонентов: общее, общесистемное и специальное программное обеспечение (ПО).
Общее ПО – операционные системы серверов и ПК. Используемые операционные системы должны позволять совместную работу обучающихся и обучающих в системе ДО.
Общесистемное ПО – офисные программы, используемые всеми участниками системы ДО в процессе обучения (Microsoft Office или его аналоги), антивирусные программы, обеспечивающие надежную и полноценную защиту информации, программное обеспечение для использования электронной цифровой подписи (ЭЦП), программы для обеспечения работы в Интернет (браузеры), программы, предоставляющие возможности работы с электронной почтой (почтовые клиенты), программное обеспечение для разработки учебных курсов, программы для внутреннего электронного документооборота, программы для учета параметров обучения (прохождение тем, результаты тестирования и пр.)
Специальное программное обеспечение – программы, разработанные для конкретных категорий обучающихся – в зависимости от их образовательных запросов, психофизиологических особенностей, возрастной группы и пр.
Информационное обеспечение системы ДО.
Информационное обеспечение системы ДО состоит из следующих компонентов:
  • базы данных учебных курсов;
  • базы данных по образовательным ресурсам Интернет;
  • базы данных учета по отдельным параметрам организации деятельности системы (обучающиеся, педагоги, организационные аспекты учебного процесса, промежуточная и итоговая аттестация, результаты обучения и пр).
 
Возможности финансирования системы ДО. Система может существовать за счет бюджетного финансирования и привлеченных средств. При этом необходимо детально проработать принципы и подходы к распределению материально-технических ресурсов системы, направленных непосредственно на обеспечение учебного процесса, четко обозначив критерии определения платности – бесплатности услуг ДО. Эти критерии должны вырабатываться исходя из принципов социальной справедливости, с учетом материального уровня семьи, состояния здоровья ребенка, возможности – невозможности получения образования в традиционных формах и пр.
 
Возможные варианты обучения в системе ДО для общеобразовательных программ
 
Категории обучающихся Набор программ и их финансирование Аттестация
Бюджетные средства Привлеченные средства
1. Дети с ограниченными возможностями Образовательные (общеобразовательные и дополнительного образования) программы в соответствии с возрастом и психофизическими возможностями - Промежуточная, итоговая
2. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие дети Образовательные программы (общеобразовательные) в соответствии с возрастом и психофизическими возможностями Программы дополнительного образования Промежуточная, итоговая
3. Дети, активно вовлеченные в занятия системы дополнительного образования, спортсмены От 2 до 4 предметов в рамках образовательной программы общеобразовательного уровня В зависимости от потребностей (программы общеобразовательные и дополнительного образования) Промежуточная, итоговая – по желанию
4. Учащиеся 11 классов, готовящиеся к поступлению в вузы 2 предмета в рамках образовательной программы общеобразовательного уровня В зависимости от потребностей (программы общеобразовательные и дополнительного образования) Промежуточная, итоговая – по желанию
5. Учащиеся, заинтересованные в углубленном или расширенном изучении отдельных курсов, в том числе в рамках программы профильного обучения 2 предмета в рамках образовательной программы общеобразовательного уровня В зависимости от потребностей (программы общеобразовательные и дополнительного образования) Промежуточная, итоговая или без аттестации – по выбору обучающегося
 

Ожидаемые качественные изменения в связи с внедрением ДО в систему общего образования и повышения квалификации Санкт-Петербурга.

Основными качественными изменениями,  к которым приведет внедрение системы ДО, можно назвать следующие:
  • повышение уровня доступности образования для конкретных групп обучающихся (детей и взрослых), чьи возможности в этом были так или иначе ограничены;
  • решение проблем адаптации детей с ограниченными возможностями к жизни в социуме (расширение возможностей для продолжения образования и получения специальности на основе качественного среднего образования и за счет освоения навыков самостоятельной образовательной деятельности, в том числе с использованием технологий ДО);
  • актуализация опыта педагогической деятельности, в которой происходит смещение акцентов с пассивного обучения на самообразование, что является актуальной мировой тенденцией современного информационного общества с его ориентацией на идеи непрерывного образования;
  • обогащение преподавательского ресурса, так как ДО дает возможность использовать удаленные высокопрофессиональные педагогические ресурсы, в том числе научно-педагогические кадры: методические и дидактические разработки, записи лекций и семинаров, учебные презентации, программы и пр.
Кроме того, можно говорить о ряде дополнительных качественных изменений, возможных в системе традиционного образования благодаря внедрению ДО.
Создание условий и приобретение опыта персонализации образовательного процесса через накопление разнообразных учебных ресурсов. ДО позволит организовать обучение для конкретных субъектов не в рамках учебной группы,  где познавательный процесс синхронизирован и жестко ограничен во времени, а по индивидуальному графику, учитывающему индивидуальные особенности (психофизическое состояние, здоровье, темп усвоения, способность к концентрации внимания, индивидуальный стиль деятельности), занятость в иных сферах деятельности и пр. К тому же этот график не является жестким и может изменяться в соответствии с изменяющимися условиями. Кроме того, возможен учет особенностей восприятия конкретного обучающегося, который может выбрать (самостоятельно или с помощью специалистов службы сопровождения)  предпочтительный способ получения информации – текстовом, аудиальном, графическом или ином виде. Этот опыт может быть частично перенесен из системы ДО в систему традиционного образования.
Сохранение и тиражирование педагогического опыта. Система ДО, которая строится в том числе и на уникальных авторских разработках талантливых педагогов, способствует сохранению и тиражированию учебных материалов в электронном виде, тогда как ранее эти разработки часто оставались малоизвестными в профессиональном сообществе. Кроме того, можно говорить об удешевлении тиражирования учебных материалов, поскольку электронные версии учебных продуктов дешевле полиграфических.
Повышение профессиональной компетентности педагогов за счет освоения ими информационных технологий, необходимых в системе ДО, стимулирует их к активной деятельности по информатизации образовательного процесса в традиционных условиях.
Освоение новых видов образовательных услуг, способных принести дополнительные средства в систему образования. Как видно из таблицы на стр. 17, услуги ДО могут предоставляться как бесплатно – в случаях, когда этот способ обучения является для субъекта объективно единственно возможным, так и на платной основе – когда обучение в системе ДО не является вынужденной необходимостью.
 

Этапы реализации концепции.

1. Подготовительный этап.
Цель этапа – создание нормативно-правовой, кадровой, учебной и технической базы для системы ДО.
Направления деятельности.
  • Разработка и утверждение основных нормативных документов, регулирующих деятельность системы ДО (концепция, программа, положение об организации обучения и пр.)
  • Изучение опыта внедрения ДО в системе общего и профессионального образования.
  • Выбор программно-технических средств, оптимальных для решения образовательных задач ДО применительно к региональным условиям.
  • Создание подразделений ДО в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Создание самостоятельного образовательного учреждения дистанционного образования, работающего для нужд системы общего образования.
  • Формирование материально-технической базы ДО. Создание сайта (портала) ДО.
  • Отработка принципов комплектования учебных групп для системы ДО (отбор обучающихся, организация их взаимодействия с преподавателями, регламент работы и пр.)
  • Организация обучения педагогических и технических работников по соответствующим направлениям деятельности в системе ДО.
  • Разработка подходов к выбору экспертов для системы ДО. Формирование корпуса экспертов и обучение их по соответствующим направлениям деятельности в системе ДО.
  • Анализ рынка ППС с целью выбора учебных материалов для системы ДО.
  • Проведение исследований с целью выявления запроса на повышение квалификации в системе ДО для педагогических работников.
 
2. Экспериментальный этап.
Цель этапа – отработка на локальных группах модели организации деятельности системы ДО.
Направления деятельности.
  • Апробация технологии ДО в сфере повышения квалификации работников системы образования в области ИТ: разработка пилотных учебных курсов, проведение обучения для нескольких целевых групп на базе РЦОКОИиТ. Формирование пилотных групп, апробирование модели самостоятельной учебной деятельности и аттестации слушателей на отдельном курсе.
  • Апробация технологии ДО в системе общего образования на группе детей с ограниченными возможностями: отработка принципов отбора в группу, подходов к формированию индивидуального образовательного маршрута, режима обучения, способов продуктивного взаимодействия обучающих  обучающихся, отбор и разработка учебных курсов и диагностических тестов.
  • Организация консультативной, методической, информационной и технической помощи педагогическим и техническим работникам, участвующим в эксперименте.
  • Апробирование методики применения учебных материалов в дистанционном учебном процессе – на примере конкретных локальных ППС и самостоятельно разработанных образовательных ресурсах.
  • Отработка процедуры экспертизы образовательных ресурсов.
  • Реализация образовательной программы, с использованием элементов дистанционного обучения в системе общего и дополнительного профессионального образования;
  • Отработка в экспериментальном режиме вопросов нормирования и оплаты труда педагогических, методических и технических работников, участвующих в реализации образовательных программ в рамках ДО.
  • Анализ результатов экспериментального этапа, корректировка материалов подготовительного этапа.
 
3. Эксплуатационный этап.
Цель этапа – внедрение локального опыта ДО в систему повышения квалификации работников образования.
Направления деятельности.
  • Подготовка аналитических материалов по деятельности системы ДО и на их базе – описание модели организации дистанционного образовательного процесса и разработка программ для подготовки работников системы ДО в других образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в Санкт-Петербурге.
  • Расширение сети ОУ дополнительного профессионального образования,  использующих технологии ДО.
  • Расширение  сферы использования технологии ДО для повышения квалификации на другие целевые группы пользователей (с учетом запросов обучающихся).
  • Расширение сферы использования технологий ДО в системе общего образования на разных категориях обучающихся.
  • Разработка обучающих курсов по выявленным запросам.
  • Создание баз данных программ ДО, электронных учебников и учебных курсов.
  • Создание баз данных по результатам обучения слушателей в системе ДО, проведение сравнительного анализа качественных результатов обучения и удовлетворенности слушателей, проходивших повышение квалификации в очной форме и в системе ДО.

 
Вход на сайт
Предложения
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Госуслуги
Опрос
Альтернативный текст
Результаты опроса
Альтернативный текст
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz