ДО в системе общего образования.


Условные сокращения:
Факторы риска и механизмы их предотвращения. В процессе проектирования и функционирования системы ДО необходимо учитывать ряд моментов, которые можно рассматривать как факторы риска.
1. Разнородность групп обучаемых с точки зрения состояния здоровья, образовательных запросов, уровня социальной защищенности. В связи с этим возникает необходимость в разработке разнородных и разноуровневых обучающих и диагностических материалов по каждой учебной дисциплине. Кроме того, необходимо разработать различные модели обучения в системе ДО – в зависимости от того образовательного маршрута, который нужен для конкретной ситуации.
2. Невозможность точного планирования количественного и качественного состава обучающихся. В связи с этим возникают затруднения в планировании кадрового состава педагогических работников системы ДО. По сути штат педагогов ДО – это штат специалистов, работающих в режиме совместительства. В связи с этим важно отработать мобильную систему подготовки учителя к работе в режиме ДО (технический и психолого-педагогический аспекты). Кроме того, для успешной адаптации к деятельности в системе необходимо создать корпус квалифицированных методистов-консультантов.
3. Высокая зависимость системы от технического обеспечения, следовательно, высокие требования к надежности технической составляющей системы и к ее безопасности.
4. Неготовность учителя к работе в системе ДО – методическая, психологическая, технологическая. Современный учитель, ориентированный на доминирование в учебном процессе, не всегда готов к работе в режиме ДО, предоставляющей обучающемуся высокий уровень свободы выбора образовательной траектории. Система ДО строится на активном использовании мультимедийных средств обучения, а уровень владения этими образовательными технологиями у традиционного учителя достаточно низок. В связи с этим, чтобы активно и успешно работать в системе ДО, педагог должен не только пройти серьезное обучение, но и в значительной мере изменить свою профессиональную позицию, научиться работать в другой образовательной парадигме.
5. Риск использования технологий дистанционного обучения для курсов, по различным причинам не соответствующим специфике СДО. Сегодня на рынке представлено значительное количество программных продуктов, рекомендованных к использованию в процессе обучения. Есть примеры успешной работы педагогов по разработке учебных пособий на электронных носителях. При этом опыта использования этих курсов в СДО нет. Следовательно, возникает проблема оценки курсов на предмет возможностей их использования в СДО.
Меры, позволяющие избежать рисков, обозначенных в пунктах 1 – 3, связаны с определением подходов к планированию ресурсов для системы ДО. Риски, связанные с низким уровнем готовности учителя к работе в системе ДО, можно снять, только создав действенную систему обучения и сопровождения педагогов. Кроме того, положительную роль может сыграть активное вовлечение педагогов в процесс повышения квалификации в режиме ДО: получив собственный опыт «обучающегося», они смогут яснее понять и полнее удовлетворять потребности учеников.
Механизм предотвращения рисков, связанных с технической стороной функционирования СДО (пункт 5), – в постоянном мониторинге работы системы и ведении эффективных профилактических работ по выявлению технически слабых мест.
Что касается рисков, связанных с качеством учебного материала (пункт 6), то возможности их предотвращения связаны с двумя моментами: четкой системой требований к разработчикам курсов и качественной экспертизой ресурсов, используемых в СДО
Программное обеспечение системы ДО состоит из трех компонентов: общее, общесистемное и специальное программное обеспечение (ПО).
Общее ПО – операционные системы серверов и ПК. Используемые операционные системы должны позволять совместную работу обучающихся и обучающих в системе ДО.
Общесистемное ПО – офисные программы, используемые всеми участниками системы ДО в процессе обучения (Microsoft Office или его аналоги), антивирусные программы, обеспечивающие надежную и полноценную защиту информации, программное обеспечение для использования электронной цифровой подписи (ЭЦП), программы для обеспечения работы в Интернет (браузеры), программы, предоставляющие возможности работы с электронной почтой (почтовые клиенты), программное обеспечение для разработки учебных курсов, программы для внутреннего электронного документооборота, программы для учета параметров обучения (прохождение тем, результаты тестирования и пр.)
Специальное программное обеспечение – программы, разработанные для конкретных категорий обучающихся – в зависимости от их образовательных запросов, психофизиологических особенностей, возрастной группы и пр.
Информационное обеспечение системы ДО.
Информационное обеспечение системы ДО состоит из следующих компонентов:
Возможности финансирования системы ДО. Система может существовать за счет бюджетного финансирования и привлеченных средств. При этом необходимо детально проработать принципы и подходы к распределению материально-технических ресурсов системы, направленных непосредственно на обеспечение учебного процесса, четко обозначив критерии определения платности – бесплатности услуг ДО. Эти критерии должны вырабатываться исходя из принципов социальной справедливости, с учетом материального уровня семьи, состояния здоровья ребенка, возможности – невозможности получения образования в традиционных формах и пр.
Возможные варианты обучения в системе ДО для общеобразовательных программ
Создание условий и приобретение опыта персонализации образовательного процесса через накопление разнообразных учебных ресурсов. ДО позволит организовать обучение для конкретных субъектов не в рамках учебной группы, где познавательный процесс синхронизирован и жестко ограничен во времени, а по индивидуальному графику, учитывающему индивидуальные особенности (психофизическое состояние, здоровье, темп усвоения, способность к концентрации внимания, индивидуальный стиль деятельности), занятость в иных сферах деятельности и пр. К тому же этот график не является жестким и может изменяться в соответствии с изменяющимися условиями. Кроме того, возможен учет особенностей восприятия конкретного обучающегося, который может выбрать (самостоятельно или с помощью специалистов службы сопровождения) предпочтительный способ получения информации – текстовом, аудиальном, графическом или ином виде. Этот опыт может быть частично перенесен из системы ДО в систему традиционного образования.
Сохранение и тиражирование педагогического опыта. Система ДО, которая строится в том числе и на уникальных авторских разработках талантливых педагогов, способствует сохранению и тиражированию учебных материалов в электронном виде, тогда как ранее эти разработки часто оставались малоизвестными в профессиональном сообществе. Кроме того, можно говорить об удешевлении тиражирования учебных материалов, поскольку электронные версии учебных продуктов дешевле полиграфических.
Повышение профессиональной компетентности педагогов за счет освоения ими информационных технологий, необходимых в системе ДО, стимулирует их к активной деятельности по информатизации образовательного процесса в традиционных условиях.
Освоение новых видов образовательных услуг, способных принести дополнительные средства в систему образования. Как видно из таблицы на стр. 17, услуги ДО могут предоставляться как бесплатно – в случаях, когда этот способ обучения является для субъекта объективно единственно возможным, так и на платной основе – когда обучение в системе ДО не является вынужденной необходимостью.
Цель этапа – создание нормативно-правовой, кадровой, учебной и технической базы для системы ДО.
Направления деятельности.
2. Экспериментальный этап.
Цель этапа – отработка на локальных группах модели организации деятельности системы ДО.
Направления деятельности.
3. Эксплуатационный этап.
Цель этапа – внедрение локального опыта ДО в систему повышения квалификации работников образования.
Направления деятельности.
- КО СПб – Комитет по образованию Санкт-Петербурга;
- СПб АППО – Санкт-Петербургская Академия постдипломного образования;
- РЦОКОиИТ – Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий;
- ОУ ДО – образовательное учреждение дистанционного образования;
- ППМСЦ – психолого-педагогические и медико-социальные центры.
Факторы риска и механизмы их предотвращения. В процессе проектирования и функционирования системы ДО необходимо учитывать ряд моментов, которые можно рассматривать как факторы риска.
1. Разнородность групп обучаемых с точки зрения состояния здоровья, образовательных запросов, уровня социальной защищенности. В связи с этим возникает необходимость в разработке разнородных и разноуровневых обучающих и диагностических материалов по каждой учебной дисциплине. Кроме того, необходимо разработать различные модели обучения в системе ДО – в зависимости от того образовательного маршрута, который нужен для конкретной ситуации.
2. Невозможность точного планирования количественного и качественного состава обучающихся. В связи с этим возникают затруднения в планировании кадрового состава педагогических работников системы ДО. По сути штат педагогов ДО – это штат специалистов, работающих в режиме совместительства. В связи с этим важно отработать мобильную систему подготовки учителя к работе в режиме ДО (технический и психолого-педагогический аспекты). Кроме того, для успешной адаптации к деятельности в системе необходимо создать корпус квалифицированных методистов-консультантов.
3. Высокая зависимость системы от технического обеспечения, следовательно, высокие требования к надежности технической составляющей системы и к ее безопасности.
4. Неготовность учителя к работе в системе ДО – методическая, психологическая, технологическая. Современный учитель, ориентированный на доминирование в учебном процессе, не всегда готов к работе в режиме ДО, предоставляющей обучающемуся высокий уровень свободы выбора образовательной траектории. Система ДО строится на активном использовании мультимедийных средств обучения, а уровень владения этими образовательными технологиями у традиционного учителя достаточно низок. В связи с этим, чтобы активно и успешно работать в системе ДО, педагог должен не только пройти серьезное обучение, но и в значительной мере изменить свою профессиональную позицию, научиться работать в другой образовательной парадигме.
5. Риск использования технологий дистанционного обучения для курсов, по различным причинам не соответствующим специфике СДО. Сегодня на рынке представлено значительное количество программных продуктов, рекомендованных к использованию в процессе обучения. Есть примеры успешной работы педагогов по разработке учебных пособий на электронных носителях. При этом опыта использования этих курсов в СДО нет. Следовательно, возникает проблема оценки курсов на предмет возможностей их использования в СДО.
Меры, позволяющие избежать рисков, обозначенных в пунктах 1 – 3, связаны с определением подходов к планированию ресурсов для системы ДО. Риски, связанные с низким уровнем готовности учителя к работе в системе ДО, можно снять, только создав действенную систему обучения и сопровождения педагогов. Кроме того, положительную роль может сыграть активное вовлечение педагогов в процесс повышения квалификации в режиме ДО: получив собственный опыт «обучающегося», они смогут яснее понять и полнее удовлетворять потребности учеников.
Механизм предотвращения рисков, связанных с технической стороной функционирования СДО (пункт 5), – в постоянном мониторинге работы системы и ведении эффективных профилактических работ по выявлению технически слабых мест.
Что касается рисков, связанных с качеством учебного материала (пункт 6), то возможности их предотвращения связаны с двумя моментами: четкой системой требований к разработчикам курсов и качественной экспертизой ресурсов, используемых в СДО
Обеспечение СДО
Техническое обеспечение СДО. Техническое обеспечение системы ДО строится на двух компонентах:- информационно-вычислительный компонент;
- связь (средства телекоммуникации).
- сервер, на котором размещаются ресурсы ДО (учебные курсы);
- персональные компьютеры педагогов, обучающихся и входящие в состав ЛВС школьных классов;
- оборудование для проведения видеоконференций.
- глобальная сеть Интернет;
- сети связи образовательных учреждений;
- городские телекоммуникационные сети, обеспечивающие возможности выхода в Интернет.
Программное обеспечение системы ДО состоит из трех компонентов: общее, общесистемное и специальное программное обеспечение (ПО).
Общее ПО – операционные системы серверов и ПК. Используемые операционные системы должны позволять совместную работу обучающихся и обучающих в системе ДО.
Общесистемное ПО – офисные программы, используемые всеми участниками системы ДО в процессе обучения (Microsoft Office или его аналоги), антивирусные программы, обеспечивающие надежную и полноценную защиту информации, программное обеспечение для использования электронной цифровой подписи (ЭЦП), программы для обеспечения работы в Интернет (браузеры), программы, предоставляющие возможности работы с электронной почтой (почтовые клиенты), программное обеспечение для разработки учебных курсов, программы для внутреннего электронного документооборота, программы для учета параметров обучения (прохождение тем, результаты тестирования и пр.)
Специальное программное обеспечение – программы, разработанные для конкретных категорий обучающихся – в зависимости от их образовательных запросов, психофизиологических особенностей, возрастной группы и пр.
Информационное обеспечение системы ДО.
Информационное обеспечение системы ДО состоит из следующих компонентов:
- базы данных учебных курсов;
- базы данных по образовательным ресурсам Интернет;
- базы данных учета по отдельным параметрам организации деятельности системы (обучающиеся, педагоги, организационные аспекты учебного процесса, промежуточная и итоговая аттестация, результаты обучения и пр).
Возможности финансирования системы ДО. Система может существовать за счет бюджетного финансирования и привлеченных средств. При этом необходимо детально проработать принципы и подходы к распределению материально-технических ресурсов системы, направленных непосредственно на обеспечение учебного процесса, четко обозначив критерии определения платности – бесплатности услуг ДО. Эти критерии должны вырабатываться исходя из принципов социальной справедливости, с учетом материального уровня семьи, состояния здоровья ребенка, возможности – невозможности получения образования в традиционных формах и пр.
Возможные варианты обучения в системе ДО для общеобразовательных программ
Категории обучающихся | Набор программ и их финансирование | Аттестация | |
Бюджетные средства | Привлеченные средства | ||
1. Дети с ограниченными возможностями | Образовательные (общеобразовательные и дополнительного образования) программы в соответствии с возрастом и психофизическими возможностями | - | Промежуточная, итоговая |
2. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие дети | Образовательные программы (общеобразовательные) в соответствии с возрастом и психофизическими возможностями | Программы дополнительного образования | Промежуточная, итоговая |
3. Дети, активно вовлеченные в занятия системы дополнительного образования, спортсмены | От 2 до 4 предметов в рамках образовательной программы общеобразовательного уровня | В зависимости от потребностей (программы общеобразовательные и дополнительного образования) | Промежуточная, итоговая – по желанию |
4. Учащиеся 11 классов, готовящиеся к поступлению в вузы | 2 предмета в рамках образовательной программы общеобразовательного уровня | В зависимости от потребностей (программы общеобразовательные и дополнительного образования) | Промежуточная, итоговая – по желанию |
5. Учащиеся, заинтересованные в углубленном или расширенном изучении отдельных курсов, в том числе в рамках программы профильного обучения | 2 предмета в рамках образовательной программы общеобразовательного уровня | В зависимости от потребностей (программы общеобразовательные и дополнительного образования) | Промежуточная, итоговая или без аттестации – по выбору обучающегося |
Ожидаемые качественные изменения в связи с внедрением ДО в систему общего образования и повышения квалификации Санкт-Петербурга.
Основными качественными изменениями, к которым приведет внедрение системы ДО, можно назвать следующие:- повышение уровня доступности образования для конкретных групп обучающихся (детей и взрослых), чьи возможности в этом были так или иначе ограничены;
- решение проблем адаптации детей с ограниченными возможностями к жизни в социуме (расширение возможностей для продолжения образования и получения специальности на основе качественного среднего образования и за счет освоения навыков самостоятельной образовательной деятельности, в том числе с использованием технологий ДО);
- актуализация опыта педагогической деятельности, в которой происходит смещение акцентов с пассивного обучения на самообразование, что является актуальной мировой тенденцией современного информационного общества с его ориентацией на идеи непрерывного образования;
- обогащение преподавательского ресурса, так как ДО дает возможность использовать удаленные высокопрофессиональные педагогические ресурсы, в том числе научно-педагогические кадры: методические и дидактические разработки, записи лекций и семинаров, учебные презентации, программы и пр.
Создание условий и приобретение опыта персонализации образовательного процесса через накопление разнообразных учебных ресурсов. ДО позволит организовать обучение для конкретных субъектов не в рамках учебной группы, где познавательный процесс синхронизирован и жестко ограничен во времени, а по индивидуальному графику, учитывающему индивидуальные особенности (психофизическое состояние, здоровье, темп усвоения, способность к концентрации внимания, индивидуальный стиль деятельности), занятость в иных сферах деятельности и пр. К тому же этот график не является жестким и может изменяться в соответствии с изменяющимися условиями. Кроме того, возможен учет особенностей восприятия конкретного обучающегося, который может выбрать (самостоятельно или с помощью специалистов службы сопровождения) предпочтительный способ получения информации – текстовом, аудиальном, графическом или ином виде. Этот опыт может быть частично перенесен из системы ДО в систему традиционного образования.
Сохранение и тиражирование педагогического опыта. Система ДО, которая строится в том числе и на уникальных авторских разработках талантливых педагогов, способствует сохранению и тиражированию учебных материалов в электронном виде, тогда как ранее эти разработки часто оставались малоизвестными в профессиональном сообществе. Кроме того, можно говорить об удешевлении тиражирования учебных материалов, поскольку электронные версии учебных продуктов дешевле полиграфических.
Повышение профессиональной компетентности педагогов за счет освоения ими информационных технологий, необходимых в системе ДО, стимулирует их к активной деятельности по информатизации образовательного процесса в традиционных условиях.
Освоение новых видов образовательных услуг, способных принести дополнительные средства в систему образования. Как видно из таблицы на стр. 17, услуги ДО могут предоставляться как бесплатно – в случаях, когда этот способ обучения является для субъекта объективно единственно возможным, так и на платной основе – когда обучение в системе ДО не является вынужденной необходимостью.
Этапы реализации концепции.
1. Подготовительный этап.Цель этапа – создание нормативно-правовой, кадровой, учебной и технической базы для системы ДО.
Направления деятельности.
- Разработка и утверждение основных нормативных документов, регулирующих деятельность системы ДО (концепция, программа, положение об организации обучения и пр.)
- Изучение опыта внедрения ДО в системе общего и профессионального образования.
- Выбор программно-технических средств, оптимальных для решения образовательных задач ДО применительно к региональным условиям.
- Создание подразделений ДО в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Создание самостоятельного образовательного учреждения дистанционного образования, работающего для нужд системы общего образования.
- Формирование материально-технической базы ДО. Создание сайта (портала) ДО.
- Отработка принципов комплектования учебных групп для системы ДО (отбор обучающихся, организация их взаимодействия с преподавателями, регламент работы и пр.)
- Организация обучения педагогических и технических работников по соответствующим направлениям деятельности в системе ДО.
- Разработка подходов к выбору экспертов для системы ДО. Формирование корпуса экспертов и обучение их по соответствующим направлениям деятельности в системе ДО.
- Анализ рынка ППС с целью выбора учебных материалов для системы ДО.
- Проведение исследований с целью выявления запроса на повышение квалификации в системе ДО для педагогических работников.
2. Экспериментальный этап.
Цель этапа – отработка на локальных группах модели организации деятельности системы ДО.
Направления деятельности.
- Апробация технологии ДО в сфере повышения квалификации работников системы образования в области ИТ: разработка пилотных учебных курсов, проведение обучения для нескольких целевых групп на базе РЦОКОИиТ. Формирование пилотных групп, апробирование модели самостоятельной учебной деятельности и аттестации слушателей на отдельном курсе.
- Апробация технологии ДО в системе общего образования на группе детей с ограниченными возможностями: отработка принципов отбора в группу, подходов к формированию индивидуального образовательного маршрута, режима обучения, способов продуктивного взаимодействия обучающих обучающихся, отбор и разработка учебных курсов и диагностических тестов.
- Организация консультативной, методической, информационной и технической помощи педагогическим и техническим работникам, участвующим в эксперименте.
- Апробирование методики применения учебных материалов в дистанционном учебном процессе – на примере конкретных локальных ППС и самостоятельно разработанных образовательных ресурсах.
- Отработка процедуры экспертизы образовательных ресурсов.
- Реализация образовательной программы, с использованием элементов дистанционного обучения в системе общего и дополнительного профессионального образования;
- Отработка в экспериментальном режиме вопросов нормирования и оплаты труда педагогических, методических и технических работников, участвующих в реализации образовательных программ в рамках ДО.
- Анализ результатов экспериментального этапа, корректировка материалов подготовительного этапа.
3. Эксплуатационный этап.
Цель этапа – внедрение локального опыта ДО в систему повышения квалификации работников образования.
Направления деятельности.
- Подготовка аналитических материалов по деятельности системы ДО и на их базе – описание модели организации дистанционного образовательного процесса и разработка программ для подготовки работников системы ДО в других образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в Санкт-Петербурге.
- Расширение сети ОУ дополнительного профессионального образования, использующих технологии ДО.
- Расширение сферы использования технологии ДО для повышения квалификации на другие целевые группы пользователей (с учетом запросов обучающихся).
- Расширение сферы использования технологий ДО в системе общего образования на разных категориях обучающихся.
- Разработка обучающих курсов по выявленным запросам.
- Создание баз данных программ ДО, электронных учебников и учебных курсов.
- Создание баз данных по результатам обучения слушателей в системе ДО, проведение сравнительного анализа качественных результатов обучения и удовлетворенности слушателей, проходивших повышение квалификации в очной форме и в системе ДО.