Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 06.07.2025, 01:08

школа 109 Приморского района Санкт-Петербурга

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Положение о порядке использовании технологий дистанционного обучения

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует применение технологий дистанционного обучения (ДО) при прохождении обучающимися программ общего и дополнительного образования, а также предпрофильной и профильной подготовки в образовательных учреждениях (ОУ) Санкт-Петербуга.
1.2. Настоящее Положение может применяться при организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями и иных категорий обучающихся.
1.3. Нормативной базой для настоящего Положения являются следующие документы:
  • Федеральный Закон Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании» в редакции от 21.07.07;
  • Федеральный Закон Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.95 (в редакции от 31.12.2005) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки российской Федерации №137 от 06.05.05 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.96 №861 (с дополнениями и изменениями, внесенными в редакции от 01.02.05 №49) «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
  • Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Санкт-Петербурге.
1.4. Дистанционное обучение в настоящем Положении понимается как технология организации учебного процесса, реализуемая в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников через открытые каналы доступа (прежде всего Интернет).
1.5. Использование технологий дистанционного обучения повышает доступность образования, позволяет более широко и полно удовлетворять образовательные запросы граждан. Для учащихся с ограниченными возможностями использование дистанционных технологий улучшает не т только условия обучения, но и качество жизни в целом. В связи с этим органы исполнительной власти должны всемерно способствовать созданию условий для развития системы дистанционного образования.
1.6. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дистанционное обучение не является самостоятельной отдельной формой образования, а лишь дополняет и поддерживает обозначенные законом формы получения образования: очное, очно-заочное, заочное, семейное образование и экстернат.
1.7. Дистанционное обучение не является альтернативой традиционным способам получения знаний и при необходимости может реализовываться в сочетании с другими образовательными технологиями. В частности, при обучении учащихся с ограниченными возможностями обучение с использованием дистанционных технологий может сочетаться с индивидуальными занятиями с обучающимися на дому. При этом объем часов, определенный для конкретной параллели, не должен превышаться[1].
1.8. Право на обучение с использованием дистанционных технологий имеют все учащиеся, независимо от ступени обучения и образовательной программы, при наличии в ОУ соответствующих условий и средств. Обучение с использованием дистанционных технологий может финансироваться из привлеченных средств в случаях, оговоренных в Региональной концепции дистанционного образования.
1.9. При дистанционном обучении используются специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для дистанционного обучения, и иные информационные источники Сети (электронные библиотеки, банки данных, базы знаний и т.д.) – в соответствии с целями и задачами изучаемой образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся. Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе. ОУ обеспечивает каждому обучающемуся в дистанционном режиме возможность доступа к средствам дистанционного обучения для освоения соответствующей образовательной программы или ее части. ОУ не берет на себя обязательств по обеспечению обучающихся аппаратно-программными средствами и каналом доступа в Интернет.
1.10. Технология дистанционного образования может быть использована в процессе обучения одного учащегося или группы.
1.11. Технология дистанционного образования может применяться в образовательных учреждениях всех видов и типов, имеющих соответствующие условия (материальную базу, доступ к сетевым и иным образовательным ресурсам, административный, педагогический и учебно-вспомогательный персонал, получивший подготовку в области применения дистанционных технологий), перечисленные в разделе 2 настоящего Положения. Возможность применения дистанционных технологий должна быть отражена в образовательной программе, в частности, в пояснительной записке к учебному плану ОУ.
1.12. Для организации обучения с использованием дистанционных технологий в учреждении может быть создано структурное подразделение дистанционного образования, действующее на основании соответствующего положения. Решение о создании структурного подразделения дистанционного образования на базе ОУ принимает Учредитель в соответствии с количеством обучающихся, имеющих потребности в дистанционном обучении, условиями ОУ и собственными возможностями.
1.13. Учреждение вправе принимать решение об использовании дистанционных технологий при обучении детей без создания соответствующего структурного подразделения в пределах отпущенных средств.
1.14. Участниками образовательного процесса при реализации обучения с использованием дистанционных технологий являются следующие субъекты:
  • сотрудники ОУ (административные, педагогические, инженерно-технические работники, специалисты службы сопровождения);
  • обучающиеся;
  • их родители (законные представители).
В процессе обучения с использованием дистанционных технологий субъекты образовательного процесса несут ответственность за различные аспекты деятельности в пределах своей компетентности.
  • Ответственность ОУ:
  • за создание условий, соответствующих требованиям настоящего Положения (раздел 2);
  • за обеспечение обучающихся информационными ресурсами;
  • за обеспечение бесперебойного функционирования и безопасности системы;
  • за обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами, прошедшими специализированное обучение в области использования дистанционных технологий в образовательной деятельности;
  • за соответствие реализуемых учебных программ государственным образовательным стандартам;
  • за выполнение образовательных программ и соблюдение педагогами графика (расписания) учебных занятий;
  • за организацию сопровождения обучающихся и их родителей (законных представителей) в процессе обучения с использованием дистанционных технологий.
 
  • Ответственность родителей (законных представителей):
  • за обеспечение контроля выполнения валеологических рекомендаций;
  • за обеспечение контроля выполнения ребенком учебного графика и заданий;
  • за сохранность и целевое использование предоставленного оборудования.
  • Ответственность обучающихся:
  • за выполнение учебных требований;
  • за выполнение валеологических требований.
2. Технические условия и кадровые требования для организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий
2.1. Важнейшим условием реализации образовательного процесса с использованием технологий дистанционного обучения в ОУ является создание комплекса программно-технических средств дистанционного обучения (КПТС ДО) и обеспечено его постоянного функционирования.
2.2. Основными подсистемами КПТС ДО являются следующие:
  • техническая подсистема (сервер, коммутационное оборудование, каналы связи);
  • программная подсистема (сетевая операционная система, WEB-сервер, система управления базой данных, модульная объектно-ориентированная программа (оболочка) дистанционного обучения, может быть и программа-интерпретатор языка программирования высокого уровня);
  • подсистема обеспечения безопасности (средство защиты от сетевых атак – техническое или программное, антивирусная система защиты);
  • информационная подсистема (учебные курсы, перечень информационно-образовательных ресурсов, данные по организации и состоянию процесса дистанционного обучения, в том числе учет текущей успеваемости, прохождения учебного материала, фиксация синхронного и асинхронного взаимодействия учителя и ученика).
Примерные требования к данным подсистемам указаны в Приложении №3.
2.3. Для эффективного функционирования КПТС ДО должен соответствовать следующим условиям.
2.3.1.Полнота реализации задач и функций дистанционного обучения: преимущественно определяется возможностями программной оболочки дистанционного обучения, выбор которой находится в компетенции ОУ. При этом целесообразно использование свободно распространяемого программного обеспечения.
2.3.2.Высокая техническая надежность: определяется временем остановок при работе КПТС ДО. Достигается использованием высоконадежных сертифицированных технических средств и компонент известных производителей. Кроме того, необходимо учитывать степень ремонтопригодности оборудования. Поскольку при работе комплекса наиболее вероятен выход из строя винчестеров, то, помимо объединения винчестеров в -массив, целесообразно обеспечить возможность их «горячей» замены (замена в процессе функционирования КПТС ДО). Должен быть разработан и реализован ряд организационно-технических мер по достижению высокой технической надежности комплекса:
  • систематическое техническое обслуживание;
  • обеспечение резервирования и восстановления информации.
2.3.3.Психологически комфортная оперативность обработки запросов обучаемых на получение и передачу информации: достигается соответствующими характеристиками технических средств (быстродействием обработки информации сервером и скоростью ее передачи по каналам связи) и настройкой программного обеспечения.
2.3.4.Безопасность функционирования в сети Интернет: обеспечивается комплексным применением средств защиты от сетевых атак и компьютерных вирусов.
2.3.5.Финансовая доступность: достигается активным использованием свободно распространяемого программного обеспечения.
2.4. Административные и педагогические работники, а также работники системы сопровождения, реализующие образовательный процесс с использованием технологий дистанционного обучения, должны иметь уровень подготовки в следующих областях:
  • методика использования дистанционных технологий в образовательном процессе;
  • начальный уровень компьютерной грамотности (MS Word, MS Excel, MS PowerPoint);
  • навыки работы в Интернет (электронная почта, поиск информации);
  • навыки работы в используемой оболочке дистанционного обучения.
2.5. Для эффективного функционирования КПТС ДО целесообразно иметь следующее кадровое обеспечение:
  • системный администратор;
  • инженер-программист;
  • инженер-электроник;
  • лаборант.
3. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий
3.1. Для зачисления на обучение с использованием технологий дистанционного обучения родителям (законным представителям) обучающихся, нужно подать заявление на имя руководителя образовательного учреждения. При зачислении на обучение с использованием дистанционных технологий учащимся с ограниченными возможностями и учащимся, по состоянию здоровья обучающимся на дому, необходимо также предоставить медицинскую справку, подтверждающую возможность использования компьютера как средства обучения в соответствии с диагнозом и особенностями протекания заболевания.
3.2. Учащимся с ограниченными возможностями и учащимся, по состоянию здоровья обучающимся на дому, при зачислении на обучение с использованием дистанционных технологий рекомендуется пройти через психолого-медико-педагогическую комиссию районного или городского уровня с целью получения рекомендаций.
3.3. Зачисление учащегося на обучение с использованием дистанционных технологий оформляется приказом директора ОУ.
3.4. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом (индивидуальным образовательным маршрутом), количеством часов, определенных для индивидуального обучения больных детей на дому, годовым календарным графиком и расписанием занятий. Обучение может быть организовано в традиционном режиме – со средним недельным количеством часов на изучение предметов – или в блочно-модульном.
3.5. Для оптимальной организации процесса обучения с использованием дистанционных технологий ОУ оформляет следующие документы:
  • индивидуальный учебный план (образовательный маршрут) учащегося с указанием перечня предметов, изучаемых в дистанционном режиме, и регламента обучения (объем и продолжительность курса, формы промежуточной и итоговой аттестации), согласованный с родителями учащегося или лицами, их заменяющими примерная форма дана в Приложении 1);
  • перечень учителей, осуществляющих обучение в дистанционном режиме, оформленный приказом руководителя ОУ, с указанием учебной нагрузки по каждому обучающемуся (примерная форма дана в Приложении 2);
  • расписание учебных занятий или график изучения курсов при блочно-модульной структуре обучения, согласованные с родителями и утвержденные приказом руководителя ОУ;
  • валеологические рекомендации для учащегося по режиму труда и отдыха при работе с компьютером.
3.6. В структуру обучения в дистанционном режиме должны быть включены следующие элементы:
Элемент ДО Цель и содержание Этап проведения
1. Ознакомительно-разъяснительная работа Знакомство учащихся и их родителей (законных представителей) с целями, задачами, особенностями и возможностями дистанционного обучения. Перед принятием решения по поводу перехода на обучение с использованием дистанционных технологий.
2. Технологическая подготовка Обучение родителей (законных представителей) и учащихся первичным навыкам работы в Интернет (при необходимости) и работе в оболочке ДО. Общий объем – не менее 12 часов[2]. Перед началом изучения предметных курсов.
3. Информационная поддержка Знакомство учащихся и их родителей (законных представителей) с информационными источниками по конкретным предметам (Интернет, ППС, традиционные носители). Оформляются списком, который предоставляется учащимся. Перед началом изучения предметных курсов.
4. Изучение курсов Освоение индивидуального образовательного маршрута. Самостоятельная работа обучающегося с информационными источниками, консультирование, промежуточная аттестация и контроль текущей учебной деятельности обучающихся – по мере освоения конкретных тем курса. В течение учебного года в соответствии с учебным планом, индивидуальным образовательным маршрутом, учебным графиком и расписанием занятий.
5. Текущий контроль знаний  Оценка результатов освоения отдельных тем учебных курсов (очный или заочный режим) По ходу изучения курса – в соответствии с требованиями учебной программы и тематического планирования.
6. Промежуточная аттестация Оценка результатов освоения учебных курсов (очный или заочный режим) В конце учебного года или – при блочно-модульной структуре учебного плана – по завершении изучения каждого курса.
 
3.7. При дистанционном обучении учащийся и учитель взаимодействуют в учебном процессе в следующих режимах:
  • синхронно, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом (online);
  • асинхронно, когда учащийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline), а учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности.
Система дистанционного обучения может использовать либо обе формы взаимодействия (параллельную и последовательную), либо одну из них. Выбор формы определяется конкретными видами занятий, объемом курса и техническими возможностями ОУ и обучающегося.
В процессе обучение возможно также взаимодействие обучающихся (заочные дискуссии, учебный проект и иные виды учебной деятельности), которое осуществляется в синхронном и асинхронном режиме.
3.8. Использование технологий дистанционного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:
Вид учебной деятельности Форма, режим Этап изучения материала
Установочные занятия Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса
Самостоятельное изучение материала Заочная, на основе рекомендованных информационных источников В процессе изучения учебных курсов
Консультирование Индивидуально или в группе, в режиме online или offline В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося или по плану изучения курса, в соответствии с особенностями изучаемого материала
Контроль Очная, заочная (в режиме online или offline), в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся По завершении отдельных тем или курса в целом
3.9. Результаты обучения учащихся и перечень изученных тем фиксируются в журналах (индивидуальных или групповых), оформляющихся на электронных и бумажных носителях. В случае, если ОУ выполняет все требования Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ, журналы на бумажных носителях не оформляются. Сохранение сведений о государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.
3.10. Текущий контроль знаний обучающихся в процессе освоения ими учебных курсов проводится по разделам учебной программы (изученным темам). Форма текущего контроля знаний, проводящегося по итогам изучения каждого раздела учебной программы, определяется непосредственно программой. Данные текущего контроля заносятся в журнал.
3.11.1. Промежуточная аттестация обучающихся в дистанционном режиме проводится при обучении по любой образовательной программе. Положение о промежуточной аттестации обучающихся в дистанционном режиме разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается Педагогическим советом ОУ. Ответственность за организацию и  проведение промежуточной аттестации возлагается на руководителя структурного подразделения дистанционного обучения (или заместителя директора по учебной работе – в случае отсутствия в ОУ подразделения дистанционного образования) и учителей, ведущих занятия в рамках учебных курсов.
3.11.2. Промежуточная аттестация обучающихся по итогам изучения курсов в составе образовательной программы может проводится в очной и заочной формах.
К промежуточной аттестации допускаются учащиеся, которые успешно справились с текущей аттестацией по всем темам, включённым в модуль изучаемого материала. Решение о формах промежуточной аттестации для конкретного учащегося и о допуске к промежуточной аттестации принимает учитель-предметник совместно с руководителем структурного подразделения (заместителем директора по учебной работе) на основании мониторинга текущей успеваемости учащихся.
3.11.3. Учащимся, не прошедшим промежуточную аттестацию, назначается повторная аттестация. Сроки повторной аттестации устанавливает ОУ.
3.12.1. Государственная (итоговая) аттестация является обязательной для получающих образование  с использованием технологий дистанционного обучения и проводится в полном соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.
3.12.2. Итоговая аттестация проводится государственной аттестационной комиссией только в очной форме в учебном классе ОУ (по медицинским показаниям – на дому) по заранее согласованному и утвержденному расписанию. Учащимся, обучавшимся с использованием дистанционных технологий, создаются условия для подготовки к итоговой аттестации, включая проведение очных и заочных консультаций.
3.13. Перевод учащихся, проходивших обучение с использованием дистанционных технологий, на обучение, проходящее в стандартном режиме, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).
 
[1] Объем часов определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 18.07.96 №861 (с дополнениями и изменениями, внесенными в редакции от 01.02.05 №49) «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
[2] Часы на обучение по п.2 планируются сверх учебной нагрузки из расчета не мене 12 часов на каждого обучающегося в режиме ДО первого года обучения 
Вход на сайт
Предложения
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Госуслуги
Опрос
Альтернативный текст
Результаты опроса
Альтернативный текст
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz