Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 06.07.2025, 01:49

школа 109 Приморского района Санкт-Петербурга

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Санкт-Петербурге

Введение. В современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается  доступ человека к мировым ресурсам информации и базам данных и возможность непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционное образование, которое является  одним из наиболее активно развивающихся направлений.
В течение последних нескольких десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит  развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования. Исследователи этого направления констатируют наличие более 850 центров дистанционного образования, расположенных практически по всему миру. Область дистанционного образования признается одним из ключевых направлений программ ЮНЕСКО "Образование для всех", "Образование через всю жизнь", "Образование без границ".
Опыт использования дистанционных форм обучения в Санкт-Петербурге представлен на уровне отдельных образовательных учреждений, в основном системы высшего профессионального образования. В системе общего образования сделаны отдельные шаги по обучению в дистанционном режиме детей с ограниченными возможностями, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. В экспериментальном режиме отрабатывается технология проведения дистанционных олимпиад по различным предметам; используются элементы дистанционных форм обучения учителей образовательными учреждениями, не подведомственными Комитету по образованию.
Предлагаемая Концепция опирается на принципы Концепции создания единой системы дистанционного образования в России, утвержденной ещё в 1995 году.
Правовой основой для системного внедрения дистанционного образования являются  Закон Российской Федерации "Об образовании" и Приказ Минобрнауки от 06 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
Основанием для работы по составлению Концепции является распоряжение Комитета по образованию от 01.06.2007 № 764-р «О реализации в 2007 году бюджетных средств, выделенных на информатизацию образования».
 
Понятие дистанционного образования. Дистанционное образование (ДО) – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:
  • взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;
  • набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации;
  • сочетанием синхронных и асинхронных технологий обучения и общения (on-line или off-line технологии);
  • ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.
В настоящей Концепции используется понятие «дистанционное образование», которое отличается от обучения тем, что предполагает образовательную активность обучающегося: он не просто воспринимает информацию от обучающего, но прежде всего способен к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за ее результаты. При этом роль обучающего не сводится к простой трансляции информации. Он стимулирует и поддерживает устойчивую позитивную мотивацию обучающегося за счет следующих факторов:
  • адекватной и удобной подачи материала, обеспечивающей возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности обучающегося;
  • постоянно поддерживаемой обратной связи как реакции на результаты деятельности обучающегося, оценки его деятельности;
  • организации возможностей общения и взаимодействия обучающихся в процессе совместной творческой деятельности (реализации дистанционных проектов).
В настоящее время однозначно не решен вопрос о возможностях воспитания в системе дистанционного образования. Настоящая концепция предполагает реализацию этих возможностей, поскольку ДО позволяет решать следующие задачи:
  • формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности;
  • формирование ответственности за результаты собственного труда;
  • формирование коммуникативных навыков, умения продуктивно взаимодействовать с людьми;
  • помощь в самоопределении личности, в формировании стойких интересов к учению, познавательной активности, расширение кругозора;
  •  создание возможностей для успешной социальной адаптации.
 
Актуальность создания системы ДО в контексте современной образовательной ситуации. Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к системе образования, является доступность, понимаемая в том числе как наличие  вариантов программ для разных групп школьников,  то есть  создание условий, обеспечивающих полноту удовлетворения их образовательных запросов.
При этом надо понимать, что только вариативность образовательных программ в полной мере не способна обеспечить доступность образования для разных групп обучающихся. Решению этой задачи безусловно способствует активное использование альтернативных форм получения образования, названных в Законе РФ «Об образовании», – обучения на дому, семейного обучения и экстерната.
Однако необходимо констатировать, что при использовании этих форм получения образования семья вынуждена брать на себя достаточно серьезную нагрузку непосредственно в плане обучения ребенка, т.к. школа не владеет сегодня достаточными ресурсами для того, чтобы обеспечить качественным индивидуальным обучением каждого ребенка, в силу различных причин не имеющего возможности регулярно посещать учебные занятия. В частности, при обучении на дому на одного ребенка выделяется количество часов, которое в среднем более чем в два раза ниже, чем предусмотрено в учебном плане на соответствующей ступени обучения. Отдельных средств для обучения учащихся по модели семейного образования в школе не предусмотрено, экстернат в основном использует средства родителей.
Практика показывает, что таких детей сегодня в образовательных учреждениях города достаточно много. Можно выделить несколько групп обучающихся, нуждающихся в особых формах организации образования.
  1. Дети с ограниченными возможностями, которые в силу особенностей протекания заболевания не могут посещать школу. Обучаются по модели обучения на дому с уменьшенным количеством часов, хотя в силу состояния здоровья обычно нуждаются в повышенном педагогическом внимании. Вопросы обучения этих детей часто перекладываются на плечи родителей, вынужденных затрачивать дополнительное время и средства для того, чтобы обеспечить ребенку образование, которое поможет ему в успешной социализации.
  2. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие дети, вынужденные длительное время пропускать занятия в школе. При их обучении используется, как правило, та же модель, что и при обучении детей с ограниченными возможностями, которая и в этом случае не обеспечивает проблемному ребенку достаточного педагогического внимания.
  3. Дети, активно вовлеченные в занятия системы дополнительного образования. Это, как правило, одаренные дети, активно занимающиеся творчеством, посещающие художественные, музыкальные, театральные и иные школы, участники творческих коллективов, занятые в репетициях, концертах, участвующие в гастрольных поездках и пр. и в силу этого регулярно вынужденные пропускать занятия в школе. Часто для таких детей нет возможности согласовать расписание учебных занятий в общеобразовательном учреждении и в учреждении системы дополнительного образования, что также становится причиной регулярных пропусков занятий. К этой же категории относятся спортсмены, занятые в тренировках и соревнованиях, учащиеся, активно занимающиеся учебно-исследовательской работой и техническим творчеством. Для детей этой категории в школах обычно используют модель частичного семейного образования, не позволяющую полноценно осуществлять учебный процесс.
  4. Учащиеся 10-11 классов, готовящиеся к поступлению в вузы. Они посещают подготовительные курсы, расписание которых не всегда согласовано со школьным, активно участвуют в вузовских олимпиадах, которые часто – в случае успеха – открывают для них двери в высшие учебные заведения. Однако при этом чем активнее 11-классник готовится к важным вузовским испытаниям, тем больше проблем возникает у него с регулярным посещением школы, частые пропуски занятий становятся причиной конфликтов и снижения успеваемости. Вопрос организации обучения этой группы учащихся, как правило, в образовательных учреждениях не решается, ученик находится в ситуации конфликта, поскольку в школе он приравнен в нарушителям дисциплины, уклоняющимся от обучения.
  5. Учащиеся, заинтересованные в углубленном или расширенном изучении отдельных курсов, в том числе в рамках программы профильного обучения. В настоящее время, когда в средней школе реализуется модель профильного обучения, ряд учащихся оказываются перед серьезным выбором, связанным с отсутствием желательного для них профиля обучения в том образовательном учреждении, в котором они обучались в течение 9 лет. Они вынуждены либо менять образовательное учреждение, либо отказываться от профиля, соответствующего их интересам и планам на продолжение образования. В той же ситуации оказываются учащиеся, проявляющие особый интерес к изучению отдельных курсов, в случае, если в том образовательном учреждении, где они обучаются, по тем или иным причинам нет возможности организовать изучение предмета на уровне, соответствующем их образовательным запросам.
Кроме обучающихся, есть отдельные группы педагогов, которые не могут удовлетворить свои запросы в области повышения квалификации в существующих сегодня условиях системы дополнительного профессионального образования Санкт-Петербурга. Эти условия связаны с рядом причин, в том числе с высокой загруженностью учителей, удаленностью центров повышения квалификации от мест работы и проживания, нехваткой мест для повышения квалификации в очной форме и пр.
Краткая характеристика этих групп учащихся и педагогов позволяет сформулировать некоторые противоречия, которые система образования не готова разрешить имеющимися в ее распоряжении средствами.
  1. Противоречие между необходимостью обеспечить полноценное качественное образование и уделить особое педагогическое внимание детям с проблемами здоровья и отсутствием у школы достаточных ресурсов для занятий с такими детьми.
  2. Противоречие, связанное с активным использованием родительских ресурсов (временных и финансовых) в тех семьях, в которых эта проблема и так стоит достаточно остро в связи с состоянием здоровья ребенка.
  3. Противоречие  между жестким временным режимом работы образовательного учреждения и потребностями детей, проявляющих особые способности или заинтересованность в отдельных видах деятельности и занятых в системе дополнительного образования, в индивидуальном режиме учебных занятий.
  4. Противоречие между необходимостью формирования индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся, проявляющих особые способности или заинтересованность в отдельных видах деятельности, и отсутствием у школы ресурсов для этого.
  5. Противоречие между потребностями педагогов в повышении квалификациями и условиями их работы и проживания.
  6. Противоречие между потребностями педагогов в повышении квалификации и возможностями учреждений, осуществляющих повышение квалификации (наличием аудиторной базы,  финансовыми и кадровыми ресурсами).
Механизмом для решения вышеназванных проблем является создание региональной системы ДО.
Объективными предпосылками, обусловливающими возможности создания системы дистанционного образования (СДО) в Санкт-Петербурге, являются следующие:
  • наличие нормативных актов федерального уровня, декларирующих право на использование дистанционной формы обучения, позволяющих осуществить разработку региональных нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию данной формы обучения;
  • широкое распространение домашних компьютеров, активное их использование в образовательных целях;
  • активная компьютеризация системы образования (в отдельных ОУ – от 2 до 4 компьютерных классов, насыщаются компьютерной техникой предметные кабинеты и библиотеки);
  • высокая доступность Интернет в Санкт-Петербурге, в том числе подключение образовательных учреждений к Сети по высокоскоростным линиям связи;
  • сформировавшийся рынок обучающих программ, пригодных в том числе и для дистанционного обучения;
  • наличие позитивного опыта ДО, в частности в системе высшего профессионального образования;
  • наличие групп обучающихся, нуждающихся в ДО для удовлетворения своих образовательных потребностей;
  • сформированная и функционирующая в Санкт-Петербурге  разветвленная система повышения квалификации специалистов в области образования, позволяющая организовать на своей базе элементы структуры системы дистанционного образования;
  • кадровый состав, обладающий достаточным уровнем информационной компетентности, позволяющей осуществить подготовку преподавателей дистанционной формы обучения;
  • результаты исследовательской и аналитической работы, отражающие основные подходы к понятийному аппарату, моделям СДО, принципам организации и функционирования, методам и средствам, используемым в СДО.
 
Цели и задачи системы ДО. Целью деятельности системы ДО является повышение уровня доступности качественного образования для различных категорий обучающихся и педагогов, у которых ограничены возможности для его получения в силу различных причин, связанных с субъективными и объективными условиями.
Задачи системы ДО многообразны, что обусловлено сложностью и многоаспектностью самой системы. Их можно условно объединить в три группы.
 
  1. Организационно-управленческие задачи: формирование и обеспечение взаимодействия подсистем ДО,  решение вопросов правового и финансового обеспечения деятельности системы, набор обучающихся, организация процесса обучения и пр.
  2. Педагогические задачи, в т.ч.:
2.1. контентные (формирование контента для системы ДО – отбор, создание и корректировка учебных курсов, ориентированных на стандарты общего образования – базовые и профильные и требования программ дополнительного образования);
2.2. экспертные (экспертиза содержания и оформления учебных курсов, оценка отобранных программ с точки зрения соответствия стандартам, требованиям к оформлению, возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся, методическим и дидактическим особенностям);
2.3. методические (подготовка педагогов к работе в системе ДО, методическое сопровождение, выработка методических рекомендаций по организации изучения, закрепления и контроля знаний);
2.4. обучающие (организация обучения и сопровождения обучающихся в системе ДО, в т.ч. определение индивидуального образовательного маршрута, подбор оптимального режима обучения, сроков обучения, накопление данных индивидуальной диагностики – промежуточной и итоговой – по каждому обучающемуся и пр.)
3. Инженерно-технические (создание технической среды ДО, администрирование программно-технических средств, обеспечение работоспособности  телекоммуникационной системы, сервера, ЛВС и ПК системы ДО, создание условий для обеспечения технической и информационной безопасности системы).
 
Подсистемы ДО. Исходя из задач, можно выделить отдельные подсистемы ДО, взаимодействующие друг с другом:
  • организационно-управленческая (1),
  • техническая и защиты информации (2),
  • контентная (3),
  • экспертная (4)
  • методическая (5),
  • педагогическая (6).
 
Функционирование подсистем ДО.
1. Организационно-управленческая. Проводит анализ, выявляет количественные и качественные запросы на образование в системе ДО. Устанавливает взаимодействие с ответственными лицами в районах. Организует информирование о возможностях ДО и предлагаемых педагогических услугах. Организует деятельность и взаимодействие других подсистем. Планирует потребность в ресурсах – финансовых, технических, учебных, кадровых. Организует образовательный процесс.
2. Техническая и защиты информации. Создает и обеспечивает функционирование технической основы системы ДО – телекоммуникационной среды (сеть Интернет, сеть ЕМТС, школьные информационные сети, информационные сети учреждений дополнительного образования системы повышения квалификации, телефонные сети, мобильные сети связи), локальных вычислительных сетей и отдельных персональных компьютеров (образовательных учреждений и обучающихся), оборудования для проведения видеоконференций, мультимедийных обучающих средств. Подбирает адекватные программные средства – операционные системы, офисные программы, графические (растровые и векторные) редакторы, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, программы разработки учебных курсов, программы защиты информации (антивирусные, разграничения доступа и пр.) Обеспечивает техническую и информационную безопасность системы.
3. Контентная. Производит отбор, разработку и корректировку образовательных ресурсов на основании существующих образовательных стандартов, учебных программ и требований к оформлению электронных образовательных ресурсов (педагогических и технологических) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
4. Экспертно-методическая. Осуществляет экспертизу разработанных образовательных ресурсов, готовит заключения и рекомендации по использованию.
5. Методическая. Осуществляет подготовку педагогов к работе в системе ДО, консультирует по возникающим проблемам и затруднениям.
6. Педагогическая. Осуществляет образовательный процесс.
 
Структурная модель СДО. Для осуществления полноценного функционирования и взаимодействия всех подсистем, реализующих цели и задачи ДО, возможны две организационные модели:
  • для системы общего образования – создание отдельного образовательного учреждения с непосредственным подчинением Комитету по образованию, тесно взаимодействующего с СПб АППО и РЦОКОиИТ и имеющего связи с районными структурами (центрами информатизации или ППМСЦ);
  • для системы повышения квалификации – создание структур ДО в учреждениях, реализующих программы дополнительного профессионального образования (СПбАППО, РЦОКОиИТ и др.), взаимодействующих с районными структурами (центрами информатизации и НМЦ).
На схемах показаны сферы деятельности и ответственности всех  составляющих системы дистанционного обучения для общего образования и повышения квалификации педагогических работников.


 
Вход на сайт
Предложения
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Госуслуги
Опрос
Альтернативный текст
Результаты опроса
Альтернативный текст
Поиск
Календарь

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz